«Золотые ворота Алтая» открываются…
У туристического кластера «Золотые ворота Алтая», который создают в Бийске, появились новые инвесторы: о намерении осваивать территорию и строить туристические объекты в 2016 году заявили сразу несколько компаний. Ажиотаж понятен: площадка расположена на очень привлекательном месте — на Чуйском тракте, по которому ежедневно проезжают тысячи автомобилей. На въезде в наукоград — с населением более 200 тысяч человек. И эта «лакомая» площадка на 100% подготовлена к возведению объектов: за счет бюджетных средств построены инженерные сети: водопровод, котельная и теплосети, решены вопросы энергоснабжения. А что еще нужно инвесторам?
Базовый проект «Золотых ворот» — «Горная страна«>>>
Смотреть туркластер «Золотые ворота» на карте>>>
Ранее в 2012 году о туркластере мы сообщали следующее:
Гостиница, СТО, кафе…
«Золотые ворота Алтая» планируется разместить на въезде в город со стороны Барнаула. Кластер будет располагаться в районе известной стелы «Бийск». Для него отведен земельный участок площадью 57 га.
Кластерное устройство предполагает, что на этой земле будет ряд взаимодополняющих объектов. Здесь по единому проекту планируется построить туристско-деловой и торгово-развлекательный центры, автозаправочный комплекс, кемпинг с автостоянкой, СТО, кафе быстрого обслуживания, ресторан, гостиницу, воссоздать первый бийский острог.
Заявления о том, что Бийску как транзитному городу стоит сделать ставку на туризм, от местных властей звучат давно. Туристы едут через Бийск на места традиционного отдыха — в Белокуриху и Горный Алтай. Уже сейчас их поток исчисляется тысячами человек. По оценке разработчиков федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», благодаря запуску автокластера турпоток может вырасти до 1,2 млн. человек в год. На «Золотых воротах Алтая» будет завязано много других туристических проектов. Так, кластер станет отправной точкой маршрута «Малое золотое кольцо Алтая». С него же, по планам городских властей, должны начинаться экскурсионные маршруты по Бийску. Впрочем, отдавая дань Бийску как городу с богатой историей, сибирские туроператоры все же осторожны в оценках его туристического потенциала. Так, на прошедшей недавно встрече представителей турагентств с руководством наукограда было высказано много замечаний к состоянию памятников архитектуры, музеев, объектов культуры.
Ольга Костина, представитель новосибирского турагентства «Акрис»: «Бийск пока что может претендовать лишь на маршруты одного дня. Город интересен своими богатыми музейными экспонатами, привлекателен тем, что с него начинается Чуйский тракт. Но необходимо восстанавливать многие исторические памятники. Часть из них стоит попросту «без окон, без дверей».
Строить будет «Авангард»
Первый год существования семилетней федеральной программы на исходе, и хотя внешне результатов ее не видно, в администрации Бийска уверяют: все идет по плану, 2011 год посвящен в основном разработке документации и главное его достижение — у «Золотых ворот Алтая» появился инвестор.
Как пояснил Руслан Емельянов,начальник сектора маркетинга города и туризма управления стратегического развития и экономики городской администрации, по законодательству бюджетные средства расходовать на возведение коммерческих объектов, каковым является АТК «Золотые ворота Алтая», нельзя. Власти берутся лишь за передачу земли, подведение к месту строительства инженерных сетей. Непосредственно объекты будут возводить сами инвесторы. Проектом заинтересовались кемеровские и бийские бизнесмены, которых объединяет строительный холдинг «Авангард». По условию городской администрации инвесторы создали отдельное общество с ограниченной ответственностью — «АТК «Золотые ворота». Работа с проектом идет через него. Генеральным директором «АТК «Золотые ворота» стал владелец торгово-производственного дома «Авангард» Михаил Луханин.
Свалка пока рядом
Строить «Золотые ворота Алтая» планируется неподалеку от городского полигона твердых бытовых отходов. Логично, что неприятный запах с главной свалки Бийска может отпугнуть потенциальных клиентов кластера. Однако здесь у представителей администрации есть свои доводы. Во-первых, полигон расположен все же не в непосредственной близости, а примерно в полутора километрах от свалки. Во-вторых, при проектировании учтена роза ветров — преобладающее направление — поперек трассы М-52, полигон же стоит выше по трассе. При этом в планах у городской администрации еще один проект — строительство мусороперерабатывающего завода. Так что свалку обещают в будущем ликвидировать.
От Бийска до Бийска
Задача проекта «Золотые ворота» — обслуживать транзитный туристический поток с последующим вовлечением туристов для обслуживания на территории Бийска.
АТК «Золотые ворота» должен стать отправной точкой маршрута «Малое золотое кольцо Алтая». Маршрут идет от Бийска до села Сростки, затем проходит через туркомплекс «Бирюзовая Катунь», озеро Ая, село Алтайское, курорт Белокуриха и вновь возвращается в Бийск. Это первый алтайский комплексный туристический маршрут.
Проект АТК «Золотые ворота Алтая» прошел конкурсный отбор, прежде чем попасть в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)». Всего на конкурс было представлено 262 инвестиционных проекта. Бийский оказался в числе шести отобранных (АТК «Всплеск» (Ростовская область), АТК «Кяхта», АТК «Байкальский», АТК «Тункинская долина» (все — Республика Бурятия) и АТК «Задонщина» (Липецкая область). Эти АТК предполагают вложения от 1,7 до 2,1 млрд. рублей. Бийский проект самый экономичный — 1,3 млрд. рублей.
Мы готовы строить
Ирина Комарова,
представитель компании «АТК «Золотые ворота»:
В этот проект инвестор планирует вложить более 1 млрд. рублей. Если бы федеральные деньги поступили и все коммуникации были сегодня, мы бы уже в 2011 году смогли инвестировать около 500 млн. рублей. Сам инвестор туризмом не занимается. Его дело — строительство, и у него есть свои хорошие управленцы. Фактически их задача — в короткие сроки реализовать концепцию кластера. Она уже разработана. Ею занимались специалисты по туризму из Алтайского края и Москвы. Они подсчитали, какова там будет пропускная способность, сколько должно быть объектов. Наша задача теперь все это реализовать. Что касается возвратности инвестиций, здесь сроки у разных объектов кластера будут разные. Имиджевые, вроде стелы, макета крепости, прямой выгоды не принесут. У каждого из таких объектов, как ресторан, СТО или гостиница, свой бизнес-план. Соответственно и срок окупаемости свой. В основном от трех до семи лет.
На сегодняшний день мы еще довольно сдержанно информируем о кластере. Нам нужны гарантии по инженерным коммуникациям. Ждем, пока они пройдут экспертизу. Семь крупных игроков уже готовы купить объекты на территории кластера. К примеру, мы никогда не работали в сфере ресторанного бизнеса. Но есть люди, которые этим занимаются. И мы уже подписали с ними протокол о намерениях.
На строительство нам дается пять лет. Мы планируем, если ничего экстренного не случится, построить за три года. Начинать можем не после, а параллельно с подведением инженерных сетей.
Деньги на инфраструктуру есть
Николай Нонко,
глава администрации Бийска:
Подписано соглашение краевой администрации с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, согласно которому нам выделяются федеральные деньги в сумме 360 млн. рублей. Средства предназначены на создание всей инженерной инфраструктуры на площадке под АТК «Золотые ворота». Изготовлена проектно-сметная документация. По некоторым позициям, таким как водоснабжение, канализование, мы уже получили положительное заключение экспертизы. В принципе, уже можем начинать работать. По другим инженерным сетям — газ, электроэнергия — экспертиза еще идет. После того как поступят деньги на этот проект, Главэкономики проведет тендер, выберут подрядчика и начнутся работы. Надеемся, что привлекут и бийских строителей. Мы должны на будущий год все сети к этой площадке подключить. И тогда дело будет уже за нашим инвестором.