Дневник начинающей альпинистки. Поход на ледник Малый Актру
Всё лето с друзьями планировали поехать далеко-далеко в Горный Алтай – покорять снежные вершины. В итоге собралось шесть самых смелых и отважных: и отправились мы на ледник Малый Актру.
Чтобы поход удался, необходимы следующие компоненты: отличная компания, неиссякаемый запас оптимизма и неизведанный маршрут. Проверено на 100 %. — Екатерина Лих
Маршрут проходит по трассам «Барнаул — Бийск» «Бийск — Горно-Алтайск — Бирюзовая Катунь», и далее по Чуйскому тракту.
Всё лето с друзьями планировали поехать далеко-далеко в Горный Алтай – покорять снежные вершины. В итоге к 24 августа собралось шесть самых смелых и отважных человек: я, мой муж Паша, мой свекор Владимир Генрихович (можно просто деда Вова), наши друзья Надя и Дима, и их друг Павел. И отправились мы на ледник Малый Актру.
Четверг. Вечер. Собираемся в поход. Муж мрачно шутит, что сегодня последняя ночь в теплой постели. Я решаю: «Всё однозначно не еду. Завтра отправлю его одного». Потому что не люблю дискомфорт, долго ехать на машине, спать в мокрой палатке и т.д. бррр.
Пятница. В 5 утра подъем. В 6 утра встречаемся на Бийской развилке. И трогаемся в путь: по трассе М-52 к заветным вершинам устремляются Митсубиси L200 и две Тойты: Королла и Камри. К слову сказать, что в этот день рано-рано утром военные везли по трассе ценный и опасный груз, поэтому собрали огромное количество машин, фур, автобусов и т.п. Мы в 6 утра ехали с таким чувством, что едем в семь часов вечера.
Через три часа делаем первую остановку у Царской охоты. Оставляем там Пашину семью: жену, дочку и Камри, кушаем, перегружаем часть вещей к нам в L200. Деда Вова и Паша тут же «остаграммились» за будущие славные подвиги.
И вперед – к Семинскому перевалу. Здесь дед тщетно рвется к кедрам за шишками. Хочу сказать, что трасса М-52 (Чуйский тракт) радует: практически нет кочек, рытвин и ухабов: везде асфальт хорошего качества. Правда, периодически встречаются дорожные ремонтники.
Следующая остановка — перевал Чике-Таман. Здесь мы достаем наши карты и проверяем, сколько локтей нам осталось до пункта назначения. Дед покупает еще одну карту, которую мы также дружно изучаем. И дальше — в горы, все выше и выше, вдоль реки Катуни. Виды открываются необыкновенные.
Очередная остановка на слиянии рек Чуя и Катунь. На этом прекрасном фоне не грех посидеть в позе лотоса и помечтать. Здесь был запущен наш проект «Прыгающие девочки». Пока мы замирали в разных позах, деда Вова ознакомился с местной флорой и соорудил нам с Надей по букету. И дальше…
Дальше. Перевал Белый Бом проскочили, водопад и наскальные рисунки тоже пронеслись мимо нас – Надя потом нас за это наругала.
Доезжаем до Чибита, здесь на 787 км Чуйского тракта наша база. Здесь мы встаем на стоянку на берегу чудесного ручья. И отправляемся смотреть окрестности.
В сторону Чулышмана есть интересные места: Красные ворота и Мертвое озеро. Едем туда. Делаем на фоне Красных ворот очередных «прыгающих девочек».
Там же находим надпись на скалах времен Великой Отечественной войны, которая всех растрогала.
Также предлагаем всем проезжающим сыграть в старинную русскую игру «Цепи кованные» (шутка).
Возвращаемся в лагерь, получаем инструкцию на следующий день, и весь вечер радуемся тому, что все-таки смогли, вырвались и поехали. Постепенно разговор наш перерастает в спор о прошлом, настоящем и будущем России. И так как взгляды у нас у всех разные на этот счет, бьемся до последнего, особенно я и деда Вова. Спас тот вечер Дима, он принял огонь на себя.
А уж как мы в этот день палатки ставили, особенно польские, и как Надя телефон с фонариком перепутала, я вам не расскажу))))
Суббота. Подъем в 7 утра оказался достаточно тяжким. Споры о России не проходят бесследно: мы охаем и ахаем, три больные головы, собираемся. Героический Дима превозмогая испытания совершает подвиг – доходит до машины, которая мчит нас в горы. От Чибита через Акташ до Курая и направо в горы. Все выше и выше. По словам водителя, от базы до нужного нам места 78 км.
Отдельно хочу рассказать о машине, на которой мы продолжаем путешествие – это ГАЗ 66. Для меня это был тот еще экстрим. Во-первых, я на такой тачке ни разу не ездила. Во –вторых, так высоко в горах тоже не была. Запомню на всю жизнь. Нас трясло и кидало по кабине так, что мне ежеминутно хотелось выйти.
Когда мы добрались до базы «Перевалка», то оказалось, что самое экстремальное еще впереди. Водитель выгнал нас, чтобы мы перебрались через речку по бревенчатому мосту, который в конце пути оказался разломанным. Пришлось перебираться по бревнам.
И начался крутой подъем в гору. Честно, мне было очень страшно, когда эта огромная машина взбиралась по краю обрыва по непроходимой дороге. Но как оказалось, по этому пути ездят довольно часто, не только на ГАЗ 66, но и УАЗах, мотоциклах и ходят пешком. Наш деда Вова с гордостью заявил, что его УАЗ «таблетка» легко бы справился с этим испытанием.
Когда мы добрались доя подножия гор, пошел проливной дождь. Мы успели переодеться, поесть, а дождь всё не прекращался. Было решено идти под дождем. Наш проводник вывел нас к тропе, от которой начинается восхождение к леднику, и ушел, снабдив меня замечательным полиэтиленовым дождевиком.
И начался наш путь наверх. Дождь усиливался, поднялся сильный ветер, было такое чувство, что ледник не хочет нас к себе подпускать. С него порывами ветрами мело снег. Мы промокли насквозь. Согревала мысль о том, что в одном из рюкзаков лежит маленькая газовая плитка, кружки, чай и полторашка с водой. Еще у нас был с собой пара банок консервов, хлеб, 200 грамм водки и армейский паек.
На подходе к вершине идти было совсем невозможно: ветер сдувал с ног, дождь не прекращался. Мы добрались до огромного валуна, за которым все и укрылись. Здесь зажгли плитки, закипятили чай, обнаружили, что паек просроченный, поржали. Пока пили чай и ели консервы, погода кардинально изменилась. Ветер утих, дождь закончился, как будто его и не было вовсе. Выглянуло солнце и стало припекать. Мы продолжили путь. Вблизи ледник оказался огромным, лед синим-синим. Правда, близко к нему подошел только один, самый смелый. Сфотались на фоне этого удивительного природного памятника. После чего, наш дед заявил, что он замерз и стремительно ускакал вниз.
Мы медленно спускались, наслаждались прекрасными видами гор, оказалось, что то, по чему мы идем, скорее всего тоже часть ледника. Просто засыпанная сверху камнями. Пока спускались, одежда полностью высохла.
Путь вниз оказался еще экстремальнее, чем наверх. Когда спустились, наш водитель остановился собрать шампиньонов, которых там видимо-невидимо. Оглянувшись, мы посмотрели на горы, оставшиеся позади нас, на эти огромные белоснежные загадочные вершины. Почувствовали себя великими путешественниками. Захотелось вернуться сюда еще раз, подняться в горы еще выше.
Вечером баня, костер и планы на следующее лето. Пока возвращались, наш гид рассказал, что возит туристов на Укок. Обсудили даже этот вариант. В Горном Алтае много интересных мест, а значит, если есть желание и возможности, можно путешествовать хоть всю жизнь, и зимой, и летом.
Воскресенье. Путь домой всегда короче, чем в гости. Сделали остановку у водопада Ширлак и на перевале Белый Бом. Здесь установлена мемориальная плита, посвященная 90-летию Чуйского тракта. На Семинском перевале купили кедровых шишек и орехов. А все-таки грустно, что так быстро наше путешествие закончилось. Дед нагрузил нам полный кузов камней, дома он соорудил из них маленькие курганчики – эдакое воспоминание о поездке.
Вот так и нужно отдыхать в Горном Алтае! Молодцы! А почему у одной прыгающей девочки пузико голое, а у второй — нет?
хм..на следующий год исправят этот косяк)))
*THUMBS UP*
хороший рассказ,тоже захотелось в горы)
Классно. Мы с мужем тоже путешествуем по Горному Алтаю. Очень советую побывать в Чулышманской долине ( кстати, местные называют ее Чолышманской долиной), там нужно посетить «каменные грибы» и водопад Учар. Не пожалеете!!! И на плато Укок тоже стоит подняться, а перед плато есть перевал Теплый ключ с его теплыми радоновыми ваннами. Очень советую!.