Музыкальная кругосветка в алтайском селе…
Африканские и шотландские, китайские и немецкие и, естественно, русские народные наигрыши можно услышать в селе Карпово Краснощековского района. Человек-уникум, показавший миру невероятный талант изготовления музыкальных инструментов без всякой спецподготовки. Впрочем, единственным учителем игры на этих инструментах является интуиция народного мастера Александра Епифанцева.
Александр Яковлевич создал дом-музей этнографии, прикладного искусства и музыкальных инструментов. Официально музей открылся 7 июля 2011 года, однако принимать посетителей он начал раньше.
Создан этот музей в память о матери Епифанцевой (Марфенковой) Марии Петровне, которая ушла из жизни в мае 2010 года.
А.Е. — Цель создания музея – ознакомление моих дорогих гостей с бытом переселенцев на Алтае, а также с музыкальными инструментами, которые мне подарили, и которые я сам изготовил. Детство мое прошло в селе Карпово. Мне повезло, что наша семья жила рядом с добрыми соседями и высокообразованными специалистами сельского хозяйства и знатоками детских душ.
М22: — С чего все началось?
А.Е. — Все как-то получилось само собой. Играть на гармошке я начал с 4 лет. Гармони у нас своей не было, давали соседи поиграть. Получалось иногда и так, что рисовал кнопки на доске, перебирал пальцами, а губами играл. Первую свою гармонь купил только в 1991 году.
М22: — Как получилось, что начал делать инструменты?
А.Е. — Я думаю, что это из-за моего интереса к старине и народным инструментам. Начал с малых: делал дудки и травяные жалейки из тростника, а также из ржаной соломки, потом пошли рожки, свисток-тромбон и другие, которые нужны были в ансамбле. Чем разнообразнее становился репертуар, тем сложнее нужны были инструменты. В 1986 году я работал художником-оформителем в колхозе имени М.И. Калинина. Проработал 5 лет. И тогда наш ансамбль начал называться «Земляки». На сегодня он уже дважды подтвердил звание народного. С таким коллективом нельзя ударить в грязь лицом. Это и многое другое послужило тому, что я стал изготавливать не только русские народные инструменты, такие как гусли-жалейки, волынки, гудки и колесные лиры, но и многие другие инструменты народов мира, названий которых я иногда и не знал даже. Потом только узнавал, спустя несколько лет. Потому что делались эти инструменты с фотографий, репродукций, а некоторые по мультфильмам и художественным фильмам. В молодые годы я не знал ничего об этом, видел только гармошку да позднее балалайку. Поэтому я хотел пусть даже таким способом познакомлю своих друзей, а теперь так получилось, что и посетителей музея с народными инструментами, о которых я кое-что узнавал и передавал вам, мои дорогие друзья.
М22: — Сколько занимает по времени процесс изготовления каждого инструмента?
А.Е. — Самый большой срок – 6 лет – у волынки. Я их изготовил 4 вида: китайские, кельтские, славянские и немецкие. На изготовление гуслей уходит 2-3 года. Инструмент должен полежать без использования, поэтому я не тороплюсь. Фактически мои инструменты изготовлены для заказчиков по всей Сибири, и несколько экземпляров есть в центральной России.
М22: — Какие материалы используете?
А.Е. — Клен, бук, дуб (дуб мне из Новосибирска друг привез), струны — из бараньей кишки, для волынок использую синтетические шубы, чтобы моль не испортила.
М22: — Какие самые необычные инструменты удалось изготовить?
А.Е. — Это гуиро, ударно-шумовой инструмент из Африки.
М22: — Вы же не только изготавливаете, но и играете на них? Кто выступает в роли учителя?
А.Е. — Только моя интуиция.
М22: — Что в планах?
А.Е. — Планы есть, но пока не будем о них говорить.
М22: — Посещение музея бесплатно?
А.Е. – Да.
Телефон Александра Епифанцева: +7-961-980-98-77
А.Е. — Спасибо Алтаю и администрации края за то, что они высоко оценили мой труд. Спасибо за это звание – народный мастер Алтайского края и награждение Золотой медалью на первом международном форуме «Сельский туризм в России» — за возрождение и пропаганду русского традиционного фольклора. Был в Италии, где стал лауреатом 1-ой степени, а также во Франции.
Мне дороги все мои инструменты – от простой пищалки до сложной волынки, а их мной сделано немало. И главное — то, что люди с теплотой относятся к моему творчеству не только как музыканта, но и как мастера. А это самое дорогое, что есть в моей жизни.
Посетители музея музыкальных инструментов Александра Епифанцева оставили в специальном альбоме множество восторженных отзывов: