Рождение легенды: Алтайский край будет привлекать туристов старинными зданиями и советскими памятниками

Такую идею высказал московский ученый, руководитель Центра устойчивого развития сельских территорий ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева» Александр Мерзлов. Он вместе с коллегами провел в Алтайском крае большую научно-исследовательскую работу, выяснял, какие природные объекты и какое культурно-историческое наследие представляет наибольший интерес для туристов. Взгляд глазами московского гостя, тем более человека с большим опытом научных исследований (Александр Мерзлов – доктор наук) оказался очень полезным. Александр Валерьевич с коллегами работал по заказу администрации края. В том, что его выводы и рекомендации помогут увеличить турпоток, сомневаться не приходится.
Но сначала он представил теорию вопроса.
«Экономическая наука отмечает переход от товарной экономики к экономике услуг и затем к экономике впечатлений. В цепочке «сырье — товар — услуга — впечатление» доля добавленной стоимости шаг за шагом растет, и основная доля приходится именно на впечатление. Поэтому вполне правомерно говорить об экономике впечатлений как о новом феномене.
Навешивание «легенды», мифологизация способны за счет «обещания впечатления» добавить ценности практически любому качественному товару: продуктам питания, напиткам, одежде, не говоря о территориальных турпродуктах.
Руководители Ростуризма, из множества проблем туристического продвижения регионов, особенно выделяют отсутствие ярких туристических брендов. Так, в регионах России практически нет известных мировых брендов. Даже «Золотое Кольцо» перестало быть узнаваемым для иностранцев. Поэтому в рамках НИР (научно исследовательской работы) мы рекомендовали краевой администрации сконцентрироваться на 2-х популярных мировых брендах «Ассоциация самых красивых деревень» и «Крестьянское гостеприимство».
Итак, что же поможет алтайским селам стать такими же брендами, как, например, этнодеревня Дудутки под Минском или французская Эйфелева башня или Лаппеенранта с ее шоп-турами.
Ученый изучал сельские населенные пункты Алтайского края, оценивал их шансы на вхождение в Ассоциацию самых красивых деревень России, которая является составной частью Федерации самых красивых деревень Земли. В качестве примера он приводил село Вятское, которое уже включено в Ассоциацию. Проводимый мониторинг позволил выделить целый ряд преимуществ, получаемых населенным пунктом. Среди них главные – резкое увеличение турпотока и гордость местного населения за Малую Родину.
Итак, в Алтайском крае изучили потенциал 21 сельского населенного пункта. Для этого использовали общие для всех критерии Ассоциации:
исключительное сельское культурное и природное наследие;
живая деревня (пусть депрессивная). Не этно-музей;
очевидный сельский характер (сельский населенный пункт любого типа);
выраженное желание жителей и администрации войти в Ассоциацию.
Требования довольно серьезные и их довольно много. 10 дополнительных групп критериев: эстетические; архитектурные; историко-культурные; природные памятники и окружающая среда; экологические; туристко-информационные; гастрономические; мотивационные (выраженная инициатива жителей) и организационно-управленческие (деятельность органов местного самоуправления, региональная поддержка); демографические (до 2000 чел.); культурно-массовые мероприятия. Отметим, что по сути – это критерии качества сельской жизни, столь недостающие нашим отраслевым программам.
Особое внимание обращается на архитектурные критерии при отборе сельских населенных пунктов: сохранить архитектурную целостность намного сложнее, чем нематериальную культуру или чем проведение работ по озеленению. Этим объясняется ценность и приоритетность данного критерия. Федерация самых красивых деревень не принимает никаких компромиссов по качеству архитектурного наследия.
Исследования были проведены по согласованной с Ассоциацией методике и каждый сельский населенный пункт получил балльную оценку.
Полученные баллы, а также экспертная оценка позволяют сделать выводы, что первым кандидатом на вступление может стать историческая часть села Куяган.
На втором месте – историческая часть села Сталобелокуриха – Глядены. Ее преимущество, прежде всего, заключается в расположении и отсутствии раздражителей в окружающем пейзаже. Сами же постройки нуждаются в реставрационных работах и добавлении малых деревянных архитектурных форм.
Также можно выделить эмблематичные деревни – может быть и не очень красивые, но обладающие особенным характером, духом места, что также влечёт туристов и должно использоваться при развитии туризма: села Сибирячиха, Тополиха, Карпово и другие.