Фишки туристического сезона 2015 года в Алтайском крае…
Буду говорить о моих личных впечатлениях. Каждый может смело добавить своих «5капель»…
Почти 2 миллиона — такое количество туристов посетят Алтайский край по итогам года, если верить прогнозам. Даже если это будет 1,9 миллиона, да и 1,8. Это все равно рекордная цифра для нашего региона. И если так пойдет дальше, то общее количество отдыхающих будет как все население Алтайского края. И еще одна важная цифра: 400 тысяч человек воспользуются туристическими услугами на территории особой экономической зоне «Бирюзовая Катунь». Кстати, только в Алтайском крае господдержка туристско-рекреационной местности начала приносить ощутимый результат. Другие 7 особых зон, созданных в России, еще не начали работать в полную силу.
Причины роста популярности внутреннего туризма понятны. «Спасибо» санкциям: заграничный отпуск стал менее доступным и по финансовым «соображениям» и по иным причинам: отдельным служащим попросту ограничили возможности выезда за рубеж. В это время к приему большого числа «внутренних» туристов готовыми оказались далеко не все: кстати, в числе туристических регионов, появился новичок — Крым, который принял изрядную долю турпотока на себя (подробнее о новом направлении читайте на сайте). Алтайский край закрепился в группе лидеров.
В связи с этим вспомнился комичный заголовок на одном из сайтов (недословно): «Летом население степных районов Алтайского края удваивается благодаря туристам». Если сказать более корректно, совсем скоро мы станем регионом, где на одного жителя приходится 1 турист. А потом соотношение снова изменится и туристов станет больше, чем коренных. Однако, тенденция!
Второе впечатление 2015 года: заведения-призраки появились на дорогах Алтайского края. Речь идет о мелких кафе и АЗС, которые закрылись по причине неконкурентоспособности. Их вытесняют ускоренно развивающиеся крупные предприятия. Стало известно о том, что владелец КДС «Грани Алтая» планирует открыть второе предприятие придорожного сервиса, вероятно, на границе с Казахстаном. Кстати, «Грани Алтая» первоначально было предприятием общепита и гостиничного бизнеса, теперь стало агрохолдингом, у которого есть собственные земельные участки и даже небольшие перерабатывающие мощности.
Пришедший в наш регион федеральный игрок — нефтяная компания ЛУКОЙЛ поглощает многие мелкие АЗС. За 2015 год сеть ЛУКОЙЛа значительно приросла: теперь под этой торговой маркой работают полтора десятка заправок на федеральных и региональных трассах Алтайского края.
Но такие кардинальные перемены в развитии придорожного сервиса сегодня необходимы. Нашему региону не нужны забегаловки с сомнительным качеством предлагаемых блюд и неизвестно какими санитарно-бытовыми условиями. Вспомните случай в Чемальском районе Республики Алтай, где в конце сентября 9 туристов отравились едой. Это ЧП укрепило уверенность в том, что сфера придорожного сервиса должна развиваться по пути Алтайского края — на рынке должны работать крупные игроки, которые дорожат репутацией, имеют возможности конкурировать между собой, и обеспечивать высокое качество обслуживания. У «крупняка» есть еще одно важное преимущество: КДС предлагают комплекс услуг: в одном месте туристу можно подкрепиться, переночевать, помыть-подремонтировать авто, приобрести сувениры и товары в дорогу, да еще и изучить информацию об Алтайском крае — благодаря открывающимся в КДС специализированным стендам.
Третья тенденция: появление мэтров в сельском туризме. Например, это Лариса Пастухова (проекты «Постоялый двор», «Ауловский плес», «Дом-музей рыбака»), семья Кокориных (усадьба «3-А», козий сыр, Алтайская моцарелла). Эти люди предлагают по-настоящем эксклюзивные услуги, и уже никто не сможет занять их место. И при этом нельзя сказать, что проживание у них перестало быть бюджетным. Базовые цены на отдых в этих турбазах Алтая почти не изменились. При этом появились дополнительные услуги и товары.
Честно говоря, в туризме Алтайского края ранее ощущался дефицит бизнес-идей, а сегодня их количество зашкаливает, и появляются несомненные новые «эксклюзивы». В их числе (назову не только чисто «сельские» проекты) — парк «Каменный остров», арт-объект «Мыслитель» скульптора Владимира Войчишина, парк деревянных скульптур в таверне «У дяди Вити», «Фестиваль вареника» в Романовском районе, а еще сон на ульях, минизоопарки.
Эксклюзив, который заслуживает внимания по версии журналиста Дарьи Масаловой (телеканал «Катунь 24»). Житель Москвы приехал в сельскую глубинку Алтайского края, где начал производить натуральные продукты питания под торговой маркой «Варварино лукошко».
Четвертое: предприятия туризма пришли в себя после прошлогоднего наводнения. Пастуховы смогли наконец-то достроить Дом-музей рыбака. Деревянный сруб был практически полностью разрушен и бревна унесены бушующим Чарышом весной 2014 года.
А сегодня многие предприниматели уверенно смотрят в будущее, ведь в этом году практически во всех сельских районах установлены рекорды туристической посещаемости.
Пятое: организаторы «Алтайской зимовки» обещают провести открытие зимнего туристического сезона с мега-размахом. В декабре 2015 года задействованы будут площадки сразу в нескольких районах. Всех секретов раскрывать не хочется, но действия будут разворачиваться и на воде, и в воздухе, и высоко в горах…
А еще — Алтайский край в 2015 году стал обладателем самой красивой дороги в России. Речь идет о «серпантине» на участке до Белокурихи-2!
А еще — Алтайский край стал местом притяжения многих гастрономических туристов, в их числе знаменитый Джон Уоррен, программа «Поедем поедим!»
А еще — у Барнаула появилась своя «национальная» туристическая идея и началось движение к ее реализации. Речь идет о создании туристического кластера «Барнаул — горнозаводской город».
Так что, вполне возможно, что туристов будет не менее 2 миллионов.